понедельник, 21 марта 2016 г.

Специалисты: увеличение надзора над государственными закупками - не средство от коррупции


Государственная дума в весеннюю сессию примет 3 проекта законодательного акта, которые должны перевести на электронные торги процесс покупок, и минимизировать случаи приобретения товара у монопольного и возможности отказа от заключения договора по результатам отборов. Проекты правок встретили сопротивление со стороны наибольших госкомпаний. Двусмысленно оценивают вероятное принятие документов и специалисты – переход к электронным торгам на фоне кризиса и бюджетного недостатка вряд ли можно считать средством.

Газовики против

Сейчас на электронный аукцион приходится до 3 % покупок госкомпаний. Повышение их доли через электронные торги на 1 п. п. окажет помощь сэкономить 7 млрд рублей, приводят "Ведомости" слова главы Министерства экономики Алексея Улюкаева. Бумажные операции оставляют возможность фальсификации – подмены документов или преждевременного вскрытия заявок. Такие торги неудобны как клиентам (начиная от приема и заканчивая хранением документов), так и участникам: на один конкурс в министерстве Обороны прислали девять томов по 600 страниц документов.
Принятие проектов закона было намечено еще на прошлую осеннюю сессию Государственной думы, но документы забуксовали: задержку руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев объясняет тем, что против выступили в частности государственной компании – правки требовали изменить главы "Роснефти" и "Газпрома". Это подтверждается и словами 1го помошника премьер-министра Игоря Шувалова: "Наплодили много карманных площадок, которые занимаются банкротными операциями, покупками и без того потом, – цитировал его "Коммерсантъ". – Системе покупок необходимы "замечательные и технологически оснащенные" торговые площадки, которые были бы под твёрдым надзором Федеральной налоговой службы и ФСБ".
ФАС уже продолжительное время пробует добиться расширения употребления покупок в электронной форме, говорит партнер правовой группы "Яковлев и партнеры" Екатерина Смирнова: "Но на текущий момент указанные изменения так и не приняты – нельзя исключать, что это итог лобби со стороны больших клиентов, не желающих связывать свою закупочную деятельность свыше строгими притязаниями ФЗ № 223".

Прозрачные правки

Перевод торгов в электронный цифровой тип организации не пугает: к примеру, в "Росатоме" указывают, что 99 % всех открытых конкурентоспособных покупок проходит в таком виде уже 3 года – похожая операция "прозрачнее, скорее, и это даёт интегрироваться с внутренними автоматизированными системами покупок организации". У РЖД часть открытых торгов в электронной форме – 53 % от суммы конкурсных покупок. Вместе с тем участники рынка признают – недостаточное количество площадок может вызвать трудности: технический переход на новую площадку займет как минимум 6 месяцев, а это добавочные затраты.
Предлагаемые правки в 44-ФЗ точно повысят прозрачность проводимых покупок и, быть может, гарантируют больший доступ для организаций, не аффилированных с клиентом, в текущих сложных экономических условиях, считает партнер АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Анна Нумерова. Непременно, усложнится возможность злоупотреблений и отбора "любимых" поставщиков, солидарен партнер "S&K Вертикаль" Михаил Ильин: например, станет непросто согласованно уменьшать либо повышать цену, потому, что участники не находятся в одном помещении и коммуникация между ними отсутствует.

Бегство от фальсификации

С 1 января Глава горадминистрации запустил единую информационную систему (ЕИС) вместо интернет сайта www.zakupki.gov.ru. Предполагалось, что принятие проекта закона № 623906-6 закрепит применение электронного типа покупок добровольно, а уже с 1 октября это станет неукоснительным. Документ, приготовленный к первому рассмотрению, предполагал, что поставщики, у коих есть электронная подпись, будут машинально зарегистрироваться в ЕИС после ревизии информации, которая есть в ЕГРЮЛ, – сейчас они вынуждены в бумажной форме представлять на всякую площадку нужные документы.
Хороший характер новелл указывает адвокат коммерческой группы VEGAS LEX Юлия Полякова: в итоге правки повысят прозрачность покупок и их удобство для участников покупок – например, сократится период приготовления заявок. Помимо этого, законом предлагается разрешить открытое вскрытие конвертов с предложениями участников, в частности и по электронным торгам с применением аудио- и видеозаписи. Такие новшества, согласно точки зрения старшего адвоката "Леонтьев и партнёры" Марии Волковой, разрешат избежать фальсификации итогов покупки и представление других документов в составе предложений от участников после истечения установленных периодов.

Сближение режима покупок

Правки в законы о покупках госкомпаний, о банкротстве и о реализации государственного и местного имущества, которые, разумеется, претерпят изменения, устанавливают закрытый перечень способов покупки, детализируют притязания к размещаемой информации, типовым операциям и периодам и ограничивают число площадок. Предвидится, что с 2017 года на рынке останутся шесть игроков: "Сбербанк-АСТ", "РТС-Тендер", ЕЭТП, ЭТП ММВБ, "Российский аукционный дом" и "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан". Согласно данным Глава горадминистрации, на первых пяти электронных площадках аккредитовано в районе млн. поставщиков, а всего под 223-ФЗ работает свыше 157 операторов.
В возглавляемом Алексеем Улюкаевым министерстве раньше настаивали на том, что новый режим окажет помощь участникам рынка сберечь свои средства: в большинстве случаев операторы электронных площадок используют усиленную неквалифицированную подпись – ее выдают "карманные центры", и такие "безосновательные доходы приносят площадкам до 9 млрд рублей каждый год". Помимо этого, Минэкономики собирался сделать участие в покупках неоплачиваемым для всех игроков – сейчас по 223-ФЗ торговые площадки взимают платежи до 120 000 рублей каждый год. Операторы площадок, соответственно замыслу, будут зарабатывать за счет процентов от обеспечительных платежей либо процента от продажи имущества на торгах.
Закон по сути является одним из больших шагов на пути сближения режима покупок, реализуемых по 223-ФЗ, с режимом покупок по 44-ФЗ, считает Полякова: документом предусматривается закрытый перечень способов покупок, а другие возможно будет использовать лишь в случае осуществления покупок на сумму, превышающую размер, установленный руководством. "Одновременно с этим клиенты не лишаются возможности самостоятельно определять основания с целью проведения той либо другой закупочной операции из закрытого перечня, – говорит адвокат VEGAS LEX. – Помимо этого, закон не содержит твёрдой регламентации в отношении режима покупки указанными методами, что разрешит клиентам в конкретной стадии привести их в соотношение со своими нуждами и спецификой деятельности".
Как считает куратор коммисии по покупкам экспертного совета при руководстве Георгий Сухадольский, "разумеется, что масштабное изменение одновременно системы покупок страны, естественных монополий и госкомпаний послужит причиной к значительному перестраиванию всех бизнес-процессов в этих структурах, к потребности массового обучения персонала и клиентов и поставщиков".

Электронные торги – не средство

Перевод процесса покупок на электронные торги без сомнений позитивно отпечатлеется на процессе в общем, говорит председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго, но всецело решить проблему злоупотреблений и подделок, допускаемых при компании государственных закупок, это не сумеет: "Многие технические задания (в частности и для аукционов, проводимых по электронным каналам связи) заблаговременно составляются с таким прицелом, чтобы для основного исполнителей они оказались или невыполнимыми, или очень затруднительными. Указанные условия без сомнений порождают коррупционные схемы и содействуют проблеме допуска к покупкам широкого круга исполнителей, снижая честную соперничество".
Предлагаемые изменения облегчат операцию покупки – они сумеют упростить процесс подачи и обработки всей препроводительной документации, унифицировать обособленные процессы и существенно повысить прозрачность покупок, а момент коррупции и махинаций с документами будет существенно сокращён, убеждён адвокат "Делового фарватера" Павел Ивченков. Солидарен и адвокат "Делькредере" Сергей Голофтеев, обращая со своей стороны внимание на то, что трудности могут появиться у тех клиентов, которые имеют недостаточный опыт осуществления электронных операций.
Двусмысленно оценивает проекты законов адвокат "Хренов и Партнеры" Михаил Будашевский: с одной стороны, "бумажные" операции торгов имеют ряд недостатков – к примеру, потребность подачи поэтому бумажных ксерокопий документов затрудняет участие в торгах для тех поставщиков, которые территориально удалены от клиента. Иначе, переход к электронным торгам "вряд ли можно считать средством": не смотря на то, что изменение формата торгов пару осложнит деятельность непорядочных участников операций, электронные операции "тоже не лишены уязвимых мест".
С текстом проекта законодательного акта № 623906-6 "О введении изменений в закон "О договорной системе в сфере покупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и местных нужд" (в части регламентации осуществления операций определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме)" возможно познакомиться тут.
С текстом проекта законодательного акта № 821534-6 "О введении изменений в закон "О покупках товаров, работ, услуг обособленными видами юрлиц" (в части развития покупок)" возможно познакомиться тут.

Посмотрите кроме того хороший материал по теме нужен юрист. Это вероятно станет полезно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий